Автотехническая экспертиза
Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:
- судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
- судебная экспертиза технического состояния ТС;
- судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
- судебная экспертиза ТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП)
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.
В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
- определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
- определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
- определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
- установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
- определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
- определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
- установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
- определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
- какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
- Определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
- установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
- установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
- определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
- определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.
Исследование технического состояния транспортных средств (ТС)
Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.
К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:
- установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
- установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
- установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
- установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
Отдельные из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС.
Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)
Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.
Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.
В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
- определение механизма ДТП;
- установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
- установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
- установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
- установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
- установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
- установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
- установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
- определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
- установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
- установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
- установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
- установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
Приведенный перечень не исчерпывает все решаемые САТЭ задачи; в зависимости от сложности ДТП он может иметь гораздо более широкий спектр задач. Анализ экспертной практики показал, что в настоящее время САТЭ решает до 70 задач, являющихся традиционными, т.е. встречающихся на протяжении всего анализируемого периода, и до 100 задач, ставящихся реже, но, тем не менее, постоянно присутствующих в заключениях. Кроме того, около 50 задач имеют единичный характер.
Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта
Предметом судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной (рыночной) стоимости является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных элементов, стоимости восстановительного ремонта и величины утраты товарной стоимости АМТС в связи с ДТП и последующего ремонта или в результате иных повреждений и событий.
Объектами судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной (или иной) стоимости могут быть:
- АМТС в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
- информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д;
- данные средств массовой информации, сети Интернет, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
- документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования;
- годные для дальнейшей эксплуатации (неповрежденные в ДТП) остатки АМТС и сметная документация.
В рамках судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной (или иной) стоимости могут решаться следующие задачи:
- определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с ДТП или в результате иных повреждений (восстановительный ремонт - это комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения);
- определение износа АМТС и его составляющих (износ эксплуатационный - это относительная утрата стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, физического старения, приводящего к ухудшению функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств);
- установление стоимости годных остатков АМТС (под годными остатками автотранспортного средства понимаются исправные, имеющие остаточную стоимость детали, агрегаты, узлы поврежденного АИТС, как правило, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства);
- определение величины утраты товарной стоимости АМТС (утрата товарной стоимости - это снижение стоимости АМТС из-за преждевременного ухудшения товарного внешнего вида, снижение прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, вследствие наличия повреждений, или их устранения с нарушением заводской сборки);
- определение стоимости АМТС, в том числе остаточной стоимости (остаточная стоимость - стоимость АМТС с учетом его износа и всех факторов, влияющих на величину стоимости);
- определение рыночной стоимости автомобилей-аналогов (рыночная стоимость - наиболее вероятная стоимость, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине стоимости сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства);
- идентификация объекта экспертизы (комплексное исследование включающее в себя: установление конструктивных функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию; исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС; установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопровождающей документации м свойствам АМТС).
Исследование транспортных средств в целях оценки
Объектами экспертизы являются:
- АМТС в целом, как сложное изделие;
- агрегаты, узлы и детали АМТС;
- информация представителей автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и др. организаций;
- документы, представленные для проведения исследования.
Предметом экспертизы являются:
- марка, модель, тип АМТС;
- дата выпуска АМТС;
- общее техническое состояние АМТС;
- комплектность АМТС, принадлежность узлов, деталей и агрегатов АМТС (если для этого не потребуется проведение экспертизы другого рода или вида);
- повреждения, дефекты, неисправности АМТС.
В компетенцию судебного эксперта входит:
- идентификация АМТС и проверка соответствия типа, марки, модели, даты выпуска, технических характеристик АМТС данным, указанным в свидетельстве о регистрации ТС или ПТС (если для этого не потребуется проведение экспертизы другого рода или вида);
- проверка данных о техническом состоянии и наличии технических повреждений АМТС, определение характера повреждений АМТС и способов их устранения;
- определение стоимости восстановительного ремонта (в том числе с учетом износа);
- определение стоимости АМТС (в том числе с учетом таможенных расходов);
- определение величины утраты товарной стоимости (УТС) в результате ДТП;
- оценка качества изготовления и ремонта АМТС;
- проверка соответствия расчета затрат на восстановление АМТС действующим нормативным документам.
Некоторые из перечисленных выше задач судебной экспертизы возможно решить лишь после проведения других экспертиз, не относящихся к транспортным. Например, для идентификации автомобиля, находившегося ранее в угоне, необходимо проведение экспертизы сотрудниками лаборатории КЭМВИ для проверки номеров кузова и двигателя в связи с возможным их умышленным изменением после угона.
Объектами экспертизы являются:
- АМТС в целом, как сложное изделие;
- агрегаты, узлы и детали АМТС;
- информация представителей автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и др. организаций;
- документы, представленные для проведения исследования.
Предметом экспертизы являются:
- марка, модель, тип АМТС;
- дата выпуска АМТС;
- общее техническое состояние АМТС;
- комплектность АМТС, принадлежность узлов, деталей и агрегатов АМТС (если для этого не потребуется проведение экспертизы другого рода или вида);
- повреждения, дефекты, неисправности АМТС.
В компетенцию судебного эксперта входит:
- идентификация АМТС и проверка соответствия типа, марки, модели, даты выпуска, технических характеристик АМТС данным, указанным в свидетельстве о регистрации ТС или ПТС (если для этого не потребуется проведение экспертизы другого рода или вида);
- проверка данных о техническом состоянии и наличии технических повреждений АМТС, определение характера повреждений АМТС и способов их устранения;
- определение стоимости восстановительного ремонта (в том числе с учетом износа);
- определение стоимости АМТС (в том числе с учетом таможенных расходов);
- определение величины утраты товарной стоимости (УТС) в результате ДТП;
- оценка качества изготовления и ремонта АМТС;
- проверка соответствия расчета затрат на восстановление АМТС действующим нормативным документам.
Некоторые из перечисленных выше задач судебной экспертизы возможно решить лишь после проведения других экспертиз, не относящихся к транспортным. Например, для идентификации автомобиля, находившегося ранее в угоне, необходимо проведение экспертизы сотрудниками лаборатории КЭМВИ для проверки номеров кузова и двигателя в связи с возможным их умышленным изменением после угона.