ООО "Эксперт Система" предлагает услуги по экспертизе лакокрасочного покрытия и оценке его целостности и качества. При проверке автомобиля эксперт измерит специальным прибором толщину лакокрасочного покрытия во множестве точек на всех элементах автомобиля, а также исследует лакокрасочное покрытие под переносным электронным микроскопом.
Переносной электронный микроскоп позволяет провести экспертизу ЛКП автомобиля на месте у клиента без повреждения лакокрасочного покрытия (например, "срез" для стационарного исследования), что позволяет сохранить гарантию на кузов автомобиля от завода-производителя!
Экспертиза лакокрасочных покрытий (ЛКП) проводится на основании определения суда, следственных органов. Кроме прочего, мы выполняем Экспертиза лакокрасочных покрытий (ЛКП) может проводиться на договорной основе по заявлению граждан.
Нашими специалистами проверка ЛКП может быть выполнена, как непосредственно в офисе компании, так и на месте у клиента. Мобильность всего необходимого оборудования и опыт наших специалистов помогают проводить такую проверку в любых условиях.
Вопросы, решаемые при экспертизе лакокрасочных материалов:
*имеются ли на предмете частицы, либо следы-наслоения лакокрасочного покрытия;
*является ли данное вещество краской, если да, то каков ее род, химический состав, вид, марка;
*не относится ли представленное для исследования вещество к лакокрасочному покрытию или материалу;
*каким способом нанесено лакокрасочное покрытие на данный предмет: заводским или кустарным;
*не подвергалось ли поверхность данного предмета перекрашиванию, если перекрашивалось, то каков его первоначальный цвет;
*соответствует ли лакокрасочное покрытие маркируемой части кузова автомобиля лакокрасочному покрытию остальной части кузова автомобиля;
*имеются ли на автомобиле дефекты лакокрасочного покрытия, если да, то какова их локализация и причина возникновения: носят ли они производственный характер либо эксплуатационный?
Для ответа на вопросы экспертизы обязательно используются:
* ГОСТ 15467-79. «Управление качеством продукции. Основные понятия, требования и определения» (понятия - производственный явный, скрытый устранимый и неустранимый дефект).
* ГОСТ 9.032-74 «Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения» (факт наличия/отсутствия явных производственных дефектов).
* ИСО 4628. «Лаки и краски. Оценка разрушения лакокрасочных покрытий. Определение интенсивности, количества и размеров типовых дефектов» (факт наличия/отсутствия скрытых производственных дефектов, которые всегда проявляются в процессе эксплуатации автомобиля).
При исследовании микрочастиц лакокрасочного покрытия под микроскопом изучают структуру поверхности, цвет и последовательность слоев, толщину общую и послойную, наличие включений в самом лакокрасочном покрытии, посторонних загрязнений, признаки старения — меление (разрушение пигментированного лакокрасочного покрытия, сопровождаемое образованием свободных частиц пигмента, легко удаляемых с поверхности), образовавшиеся трещины, наличие признаков коррозии (потеки ржавчины).
Установить количество слоев и последовательность их нанесения несложно, если частица не разрушена и представляет собой скол. При наличии расслоившихся частиц последовательность слоев устанавливается по характеру их поверхности. Обычно верхний слой имеет поверхность с большим глянцем, нижний — шероховатую. Если покрытие состояло из нескольких слоев, то при расслаивании на каждом из них могут остаться точечные наслоения сопредельных слоев. По этим признакам можно судить о количестве и последовательности лакокрасочного покрытия.
Лакокрасочному покрытию транспортных средств свойственны многочисленные признаки, обусловленные эксплуатацией. К ним относятся внедрившиеся в слой эмали посторонние частицы, повреждения, точечные очаги коррозии, загрязнения, отложившиеся в порах и кратерах. Грязеудержание является одним из показателей старения лакокрасочного покрытия автомобиля, так как с новой (неразрушенной) пленки она удаляется легко, а со старой—с трудом, потому что внедряется во все дефекты поверхности покрытия.
При предварительном исследовании для сравнения используют объект, от лакокрасочного покрытия которого могла отделиться исследуемая частица. Получать образцы в виде сколов и соскобов с мест предполагаемого отделения микрочастиц не рекомендуется, так как можно нарушить линию отделения этих частиц.
В том случае, если образцы лакокрасочного покрытия представлены в виде сколов или микрочастиц, их необходимо изучать при максимально тех же условиях освещения, что и исследуемые частицы, так как субъективное цветовое восприятие во многом зависит от условий наблюдения.
Часто бывают такие ситуации, когда нужно производить экспертизу автомобиля, то есть когда происходит набухание покрытия, его растрескивание или отслоение.
Есть такие ситуации, когда после покраски автомобиля на его поверхности образуются кратеры, пузыри, подтеки и так далее. Может поменяться и цвет. Почему появляются дефекты, которые выявляются по результатам экспертизы? Когда некачественно произведена подготовка поверхности автомобиля к покраске. Когда в процессе покраски используются некачественные лакокрасочные материалы.
Могут возникнуть проблемы и в тех случаях, когда не соблюдаются требования технологии покраски. После экспертизы на руки выдают заключение о проведении экспертизы. В этом заключении содержится описание со всеми подробностями признаков нарушения самого технологического процесса, в нанесении покрытия на кузов автомобиля.
В заключении эксперта написаны причины появления дефектов на поверхности автомобиля. Чтобы суд принял окончательное решение на основании проведенной экспертизы, в документе должно быть указано какую степень значимости имеет дефект. Если дефект признан «существенным» или «значительным», то суд применяет закон о правах потребителей так, как он посчитает нужным.
Дефекты можно подразделить на: критические, значительные и незначительные. Значительные дефекты, которые выявлены в результате экспертизы влияют, будет ли покрытие долговечным, а также могут мешать использованию его по назначению.
Дефект в таком случае признается критическим, если становится невозможным дальнейшее использование автомобиля, или просто не допустимо. Если покрытие не выполняет эстетическую и защитную функцию, то экспертами такой дефект признается значительным.
Для определения состояния и проверки ЛКП помимо визуального осмотра мы применяем приборы для измерения толщины краски кузова. Располагая современным оборудованием, мы можем с очень высокой степенью точности определить толщину ЛКП и выявить места кузовного ремонта, найти, так называемые, точки переходов (при подкраске деталей) и составить общую картину повреждений полученных машиной до ремонта.
Как правило, для определения предельной толщины ЛКП кузова используются данные заводов-изготовителей. В соответствии с ними максимальная толщина краски кузова составляет от 80 до 200 мкм в зависимости от марки авто, что соответствует действительности. Для лучшего понимания, толщина волоса человека составляет 80 мкм.
Толщина лакокрасочного покрытия на деталях не подверженных внешним воздействиям должна составлять 50-90 мкм.(внутренние пороги, стойки, кузовные детали под капотом и в багажнике).
При измерении толщины лакокрасочного покрытия на автомобиле в любом случае будет небольшой разбег значений (даже на новых автомобилях, которые только что выехали из салона). Заводской допуск может колебаться в 15-30 мкм, при этом необходимо учитывать погрешность прибора, порядка 3 %. Это объясняется неравномерностью покраски на заводе (это норма) и шагренью. Факторов, от которых зависит толщина лкп на конкретном автомобиле достаточно много: это и год выпуска, страна сборки, частота посещения автомоек, усердность автовладельца при чистке автомобиля от снега зимой и д.р. При попадании в крашеную или шпаклеваную деталь показания толщиномера сразу выдадут значения, отличные от нормативных.
При полировке толщина лакокрасочного покрытия может уменьшиться на 10-15 мкм. При нанесении защитных пленок увеличиться на 10-50 мкм. При обклейке деталей карбоном значения толщины лкп значительно увеличатся (порядка 200-300 мкм в зависимости от пленки).
Как правило, толщина краски, наносимой на крышу чуть меньше среднего значения по машине (и лучше начинать измерения толщины именно с крыши), а на капоте чуть больше средних значений. Еще одна из особенностей: на дверях ближе к порогам значения измерения толщиномером будут чуть больше, чем сверху у стекол.
Толщина лакокрасочного покрытия автомобилей
* (данные основаны на информации, выложенной в общедоступных ресурсах в Интернете).
Необходимо учитывать, что есть очень много факторов, от которых может зависеть толщина ЛКП на каждом отдельно взятом автомобиле.
Марка |
Модель |
Толщина краски, мкм |
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Audi |
A4 |
100-140 |
|
A5 |
105-135 |
|
A6 |
110-130 |
|
A8 |
100-125 |
|
Q3 |
120-140 |
|
Q5 |
130-150 |
|
Q7 |
110-140 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях BMW |
1 |
100-130 |
|
3 |
110-135 |
|
5 |
95-140 |
|
7 |
115-145 |
|
X1 |
110 |
|
X3 |
90 |
|
X5 |
115 |
|
X6 |
140-150 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях BYD |
F3 |
55-120 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях CHERY |
Amulet |
100-130 |
|
Tiggo |
95-115 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Chevrolet |
Lanos |
87-130 |
|
Aveo |
80-100 |
|
Cruze |
120-132 |
|
Captiva |
90 |
|
Lacetti |
110-135 |
|
Niva |
100 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Citroen |
C3 |
90-120 |
|
C4 |
80-125 |
|
C5 |
105-140 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Daewoo |
Nexia |
95-115 |
|
Matiz |
110-135 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Fiat |
Albea |
115-130 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Ford |
Focus |
145-165 |
|
Kuga |
125-145 |
|
Mondeo |
110-145 |
|
Fiesta |
105-120 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Geely |
MK |
80-100 |
|
Otaka |
75-80 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях HONDA |
Accord |
90-115 |
|
Civic |
100-120 |
|
CR-V |
80-120 |
|
Jazz |
100-120 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Hyundai |
Accent |
70-90 |
|
Elantra |
70-100 |
|
IX 35 |
75-90 |
|
Solaris |
90-115 |
|
i30 |
103 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях KIA |
Sportage |
110-130 |
|
Rio |
95-120 |
|
Optima |
110-130 |
|
Cee'd |
100-110 |
|
Cerato |
110-125 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Lada |
Granta |
90-110 |
|
Kalina |
65-100 |
|
Priora |
65-110 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Lexus |
RX |
130-155 |
|
CT |
115-135 |
|
GX |
120-140 |
|
ES |
120-140 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Mazda |
CX-5 |
100 |
|
CX-7 |
85-120 |
|
3 |
80-105 |
|
6 |
110-120 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Mitsubishi |
Lancer R |
90-125 |
|
ASX |
80 |
|
Outlander |
95-115 |
|
Pajero |
100-120 |
|
L200 |
55-70 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Pegeout |
308 |
110-120 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Nissan |
Almera |
100-120 |
|
Qashqai |
100-130 |
|
X-Trail |
85-100 |
|
Juke |
115-130 |
|
Teana |
120-130 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Renault |
Logan |
70-135 |
|
Symbol |
100-120 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Skoda |
Octavia |
110-130 |
|
Fabia |
100-120 |
|
Yeti |
135-155 |
|
Superb |
100 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Opel |
Astra |
115-145 |
|
Mokka |
110-138 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Subaru |
Imprezza |
110-125 |
|
Forester |
105-130 |
|
Legacy |
110 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Suzuki |
Grant Vitara |
100-120 |
|
SX4 |
115 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Toyota |
Camry |
95-125 |
|
Avensis |
80-120 |
|
Corolla |
100-120 |
|
LC 200 |
110-130 |
|
LC Prado |
80-110 |
|
RAV4 |
85-105 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Volkswagen |
Golf |
100-125 |
|
Passat B7 |
115-140 |
|
Passat CC |
100-125 |
|
Touareg |
105-140 |
|
Tiguan |
90-115 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях Volvo |
S40 |
100-120 |
|
S60 |
110-130 |
|
XC90 |
110-125 |
|
|
|
Отечественный автопром (ВАЗ 2110,11,12,13,14) |
|
75-135 |
|
|
|
Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях ГАЗ |
Volga Siber |
90-105 |
|
Волга ГАЗ-3110 |
80 |
ДЕФЕКТЫ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ
Технологию подготовки автомобиля к окраске и сам процесс окраски можно условно разделить на основные этапы, включающие выбор материалов, работу оборудования и технологический процесс подготовки и окраски поверхности. Ошибки, допущенные на данных этапах, являются причинами возникновения ряда дефектов лакокрасочного покрытия кузова, каждый из которых имеет свое название.
Описание дефектов лакокрасочного покрытия
1 Слабая адгезия. Местами лакокрасочное покрытие отстает от подложки и легко удаляется соскабливанием. Это может происходить с одним, а иногда и с несколькими слоями. Слабая адгезия является следствием плохого сцепления слоев между собой или с подложкой.
2 Просачивание пигмента. Свеженанесенное отделочное покрытие имеет различия в цвете отдельных участков. Окрасочный слой впитывает в себя пигменты из нижележащих слоев старой краски или грунта.
3 Пузырение. На поверхности покрытия видны маленькие пузырьки, расположенные поодиночке или группами. Образование пузырька происходит под отделочным покрытием в одном из нижележащих слоев, который можно увидеть, аккуратно вскрыв пузырек. Причиной такого явления могут быть частицы влаги или других загрязнений, приподнимающих слой краски.
4 Матовость. Свеженанесенное покрытие имеет не глянцевую, а матовую поверхность. Это характерно как для однокомпонентных, так и для двухкомпонентных материалов. Причиной матовости является попадание влаги тем или иным путем на свеженапыленное покрытие.
5 Мелование. На поверхности отделочного покрытия появляется налет, придающий ему специфический оттенок (для белых покрытий – желтоватого цвета, для темно-синих и красных – пурпурно-лилового).
6 Волосяные трещины. Через некоторое время после окраски на поверхности окрасочного слоя появляется "сетка" из множества мелких трещин. В дальнейшем трещины пройдут сквозь все слои покрытия.
7 Скалывание. Мелкие кусочки верхнего слоя покрытия легко откалываются от подложки. Иногда повреждается и слой нижележащего грунта.
8 Яблочность. Этот дефект встречается только на покрытии типа "металлик". Свеженанесенное покрытие имеет локальные участки разнотона более светлого или темного оттенка, по форме напоминающие облака или полосы.
9 Кратерообразование. На поверхности покрытия имеются маленькие впадины в форме кратеров. Иногда сквозь их дно виден нижележащий слой грунта. Этот дефект еще называют "глаза рыбы".
10 Оконтуривание. Сквозь окрасочное покрытие виден контур зоны, подвергавшейся шпатлеванию. Иногда вокруг участка ремонта видны следы шлифования.
11 Разнотон. Восстановленный участок покрытия отличается по оттенку цвета от первоначального.
12 Плохое отверждение. По прошествии времени, существенно превышающего указанного в инструкции, слой краски не твердеет. При надавливании пальцем остается различимый отпечаток.
13 Перепыл. Частицы сухой краски прилипают к свеженанесенному покрытию. После высыхания краски образуется шероховатая, лишенная блеска поверхность.
14 Включение пыли. Характерный, часто встречающийся дефект. На поверхности покрытия отчетливо заметны частицы пыли, которые попадают на невысохшую поверхность и захватываются пленкой покрытия при высыхании.
15 Расслоение пигмента. Более светлые пигменты, имеющие меньшую плотность, могут всплывать к поверхности свеженанесенной краски, нарушая однородность ее цвета.
16 Низкий блеск. Вся окрашенная поверхность или ее отдельные части имеют слабый блеск.
17 Плохая укрывистость. Сквозь верхнее отделочное покрытие просвечивает нижележащий слой. Чаще всего это проявляется на трудноокрашиваемых поверхностях, углах и кромках деталей.
18 Вспучивание. Дефект проявляется во вздутии покрытия, из-за того, что при напылении частично растворилась подложка.
19 Шагрень. Свеженанесенная краска плохо растекается, образуя при высыхании поверхность, внешне похожую на "апельсиновую корку".
20 Ноздреватость. Поверхность отделочного покрытия имеет многочисленные поры диаметром около 0,5 мм.
21 Ржавление. Окрасочное покрытие на небольших участках отстает от подложки. При вскрытии отслоений под покрытием можно обнаружить на металле влагу и ржавчину.
22 Потеки. Дефект проявляется на вертикальных или наклонных поверхностях. Избыточное количество напыленного материала стекает по наклонным панелям, высыхая в форме вытянутых капель.
23 Царапины. На окрашенной поверхности сквозь отделочное покрытие видны тонкие царапины, представляющие собой следы абразивной обработки.
24 Прорыв пузырька. На свежевысохшем покрытии видны скопления мелких "пузырьков".
25 Водяные метки. Пятна округлой формы с четко видимым контуром оставляют на покрытии испарившиеся капли воды.
26 Сморщивание. Окрашенная поверхность напоминает по внешнему виду дряблую кожуру яблока.
Причины возникновения дефектов на различных этапах технологического
процесса окраски
№ п/п | ЭТАПЫ РАБОТЫ | ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТОВ |
1 | Выбор материала | Несовместимость шпатлевки, грунта, эмали, а также несоответствие используемых материалов техническим требованиям. |
2 | Обезжиривание | Применение некачественных растворителей, нарушение технологии и несоблюдение требуемых условий работы (температура воздуха, влажность и др.). |
3 | Шлифование | Применение несоответствующих абразивных материалов, инструмента, неверных технических приемов. |
4 | Шпатлевание | Применение некачественных материалов, нарушение технологии их приготовления и нанесения, использование несоответствующего инструмента. |
5 | Отвердители, разбавители, добавки | Несоответствие данных компонентов условиям их применения, низкое качество материалов, нарушение процентного состава и несоответствующих условий работы. |
6 | Напыление | Неверная методика распыления, несоответствующие условия в окрасочной камере, плохо отрегулированное оборудование. |
7 | Функционирование оборудования | Ошибки, спровоцированные нарушением работоспособности систем окрасочного оборудования из-за отсутствия своевременного технического обслуживания и ремонта. |
Связь возможных дефектов с этапами работы по технологии окраски
№ п/п | Наименование дефекта | Этапы технологического процесса |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Слабая адгезия | * | * | * | | * | * | |
2 | Просачивание пигмента | | * | | * | * | | |
3 | Пузырение | | * | * | | * | * | * |
4 | Матовость | | | | | * | * | |
5 | Мелование | | | | | | * | |
6 | Волосяные трещины | | * | | | * | * | |
7 | Скалывание | * | | | | | * | |
8 | Яблочность | | | | | * | * | |
9 | Кратерообразование | | | | | | * | * |
10 | Оконтуривание | * | * | * | * | | | |
11 | Разнотон | | | | | * | * | * |
12 | Плохое отверждение | | * | | * | * | * | * |
13 | Перепыл | | | | | * | * | |
14 | Включение пыли | | | | | | * | * |
15 | Расслоение пигмента | | | | | * | * | |
16 | Низкий блеск | | * | * | | * | * | * |
17 | Плохая укрывистость | | | | | | * | |
18 | Вспучивание | * | | | | | * | |
19 | Шагрень | | | | | * | * | |
20 | Ноздреватость | | | | * | * | * | |
21 | Ржавление | | * | * | | * | * | |