Эксперт Система - оценка стоимости квартиры, автомобиля, ущерба после ДТП, судебная экспертиза, Волгоград, Волжский

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза

Предметом трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.
Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические.
Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях.
Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (взаимное размещение и место столкновения транспортных средств), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность транспортных средств).

Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация)

Исследование следов транспортных средств
(транспортно-трасологическая идентификация)

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза имеет целью установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.
Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие.
  1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и проч.), какими его частями оставлены следы?
  2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?
  3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы?
  4. Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства?
  5. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и проч.) следы транспортного средства?
  6. Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?
  7. Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?
Вопросы идентификационного характера.
  1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?
  2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?
  3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?
Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:
  1. транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и проч.);
  2. одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;
  3. слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;
  4. ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
  5. протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.
В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:
  1. колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани;
  2. осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия;
  3. транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски.
При назначении экспертизы представляют следующее:
- непосредственно объекты исследования; при невозможности выполнения этого требования можно направлять модели, полученные с этих объектов (фотоснимки, слепки, дактопленки);
- протоколы осмотра, схемы, фотоснимки места происшествия (материалы дела);
- образцы для сравнительного исследования; в каждом конкретном случае они могут быть уточнены экспертом.

Исследование следов орудий, инструментов, механизмов

Механоскопические экспертизы орудий и инструментов и их следов производятся в целях установления орудия или инструмента по его следам, вида, отождествления орудия или инструмента, реконструирования механизма следового взаимодействия и отдельных обстоятельств события. Например, с какой стороны произведено разрушение преграды, в каком направлении воздействовало орудие, возможна ли инсценировка взлома, случайное разрушение, сколько было участников взлома, каковы некоторые их признаки: физическая сила, профессиональные навыки, функциональные особенности.
В соответствии с этими целями при решении диагностических задач судебной механоскопической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы.
  1. Имеются ли на поверхности объекта следы воздействия посторонними предметами?
  2. Каков механизм образования этих следов? С какой стороны и в каком направлении произошло повреждение (разрыв, разлом, отжим, распил, сверление и проч.) данного объекта (двери, окна, доски, бумаги, ткани, детали и т. д.)? Какова последовательность образования следов?
  3. Одним или несколькими орудиями оставлены данные следы?
  4. К какому виду или типу относится орудие (инструмент, механизм), которым оставлены следы?
  5. Какое минимальное время необходимо для произведения данного взлома?
  6. Какими физическими свойствами должно было обладать лицо, совершившее взлом (большая физическая сила, высокий рост и проч.)?
  7. Обладало ли лицо навыками пользования данными инструментом или механизмом? Обладало ли лицо, совершившее взлом, профессиональными или преступными навыками?
Решение идентификационных задач связано со следующими вопросами.
  1. Не образованы ли следы на нескольких объектах одним и тем же орудием?
  2. Не образованы ли данные следы орудием (инструментом), представленным на экспертизу?
  3. Не составляли ли ранее части разделенного орудия одно целое?
Объектами механоскопической экспертизы являются:
  1. предметы со следами (если предмет нельзя изъять целиком, представляется часть предмета со следами, масштабные снимки предмета и схема, где указаны размеры и расположение следов);
  2. слепки со следов, изготовленные с помощью слепочных масс, передающих мельчайшие детали следов (например, СКТН, сиэласт);
  3. фотоснимки с изображениями всех следов и их расположения, снимки отдельных следов, схемы расположения следов с указанием их размеров, расстояний между ними;
  4. орудия, инструменты и механизмы, которыми предположительно могли быть оставлены данные следы (например, обнаруженные на месте происшествия, изъятые у подозреваемых и проч.);
  5. иные материалы, в которых содержится информация, помогающая эксперту представить себе обстановку на месте изъятия следов (например, протокол осмотра места происшествия с фототаблицами), сведения о направляемых на экспертизу орудиях и инструментах, в частности, условиях их хранения, и о том, не пользовались ли ими позднее (если да, то как долго), не подвергались ли они ремонту, заточке.
В некоторых случаях (проломы в стенах, следы орудий на массивных сейфовых дверях) возможно проведение экспертного исследования непосредственно на месте происшествия.

Деловой портал Волгограда Яндекс.Метрика